Определение тяжеловесного груза

Тяжеловесный груз – это груз, который превышает максимально допустимый вес и (или) предельно возможные нагрузки на оси автотранспорта. Масса считается общая, то есть объединенная для тягача, полуприцепа и собственно самого груза.

Следовательно, определяя груз как тяжеловесный, руководствуются следующими параметрами:

  • масса транспортного средства вместе с грузом;
  • показатель нагрузки на его оси.

Если установленные нормативы превышены по какому-либо из вышеуказанных параметров, груз относится к разновидности тяжеловесных. Это, в свою очередь, требует получения особого разрешающего документа на его транспортировку, возмещения вреда, причиняемого в процессе его доставки дорожному покрытию и инженерным сооружениям (например, мостам). Дополнительно должны соблюдаться особые меры безопасности.

 

Содержание

Нормативы тяжеловесного груза по общей массе

Установлены следующие предельные нормативные значения общей массы груза и автомобиля:

  1. для обособленных грузовых автомобилей:
    с двумя осями – 18 т;
    с тремя осями – 25 т;
    с четырьмя осями – 32 т;
  2. для автопоездов, состоящих из тягача с прицепом:
    с тремя осями – 28 т;
    с четырьмя осями – 36 т;
    с пятью осями и более – 40 т.

Нормативы по предельной нагрузки на оси

Это более сложный параметр и при его расчете может возникнуть ряд проблем.

Дороги, по которым осуществляются грузоперевозки внутри России, подразделяются на:

  • дороги общего пользования (к ним относятся дороги федерального, регионального и местного уровней);
  • частные дороги (могут быть собственностью граждан и юридических лиц).

Первые строятся в точном соответствии с требованиями ГОСТов и отвечают нормативным предписаниям, касающимся устойчивости дорожного покрытия к воздействию автомобилей, габаритов дорог (ширины полос и обочин, уровня расположения инженерных конструкций относительно проезжей части, параметров поворотов и т. д.), расположения дорожных знаков и прочих характеристик.

Основная доля дорог нашей страны была построена по требованиям ГОСТов, изданных в советский период. Сооружённая в соответствии с данными документами транспортная инфраструктура наиболее точно отвечала экономическим потребностям указанного времени.

Нормы по осям в СССР

Норматив 1-я категория 2-я категория 3-я категория 4-я категория 5-я категория
Наибольший допустимый вес, передаваемый колёсами одиночной наиболее нагруженной оси автомобиля, тс 10 10 6 6 6

Дороги подразделяются на пять основных категорий:

  1. К первой и второй категории относят дороги с улучшенным асфальтобетонным покрытием.
  2. К третьей категории причислены дороги, произведённые по упрощённым техническим требованиям (улучшенные гравийные, вымощенные камнем и т. д.). При их возведении допускается применение булыжного покрытия.
  3. Дороги четвёртой категории имеют самое простое полотно (обычно гравийное) и обслуживают транспортные потоки малой интенсивности. Весной и осенью движение по ним представляет значительную сложность.
  4. У дорог пятой категории (просёлочных, полевых) покрытие самого низкого уровня или отсутствует вовсе.Д

Нормы по осям по современным требованиям в РФ

В России по ГОСТ Р 52748-2007 так же пять категорий:

Норматив 1-я категория 2-я категория 3-я категория 4-я категория 5-я категория
Наибольший допустимый вес, передаваемый колёсами одиночной наиболее нагруженной оси автомобиля, тс 11,5 11,5 10 10 6

Как правило, элементы федеральной и региональной дорожной сети относятся к первым двум категориям. Дороги местного уровня относятся ко второй и третьей категории (чаще всего).

На сегодняшний день обстоятельства сложились таким образом, что для большинства дорог первых двух категорий, построенных в советский период, разрешены одни показатели нагрузки на ось (до 10 тс в расчёте на одну ось), а для дорог, возведённых и реконструированных на основании требований новых ГОСТов – другие (до 11,5 тс на ось). Что касается дорог третьей категории, по советским нормативам разрешённый показатель нагрузки при передвижении по ним составляет 6 тс на ось, по вновь утверждённым – 10 тс на ось.

Маршрут движения грузоперевозчика пролегает, как правило, через дороги различных категорий и назначения, построенных в разные этапы существования нашего государства. При этом максимально приемлемая нагрузка на ось на различных этапах пути может составлять как 11,5, так и 6 и менее тс.

Данные показатели являются предельно возможными, однако они могут изменяться в зависимости от межосевого интервала автотранспортного средства (чем он меньше, тем меньше максимально допустимое значение нагрузки).

Так, при расстоянии между осями величиной более 2 м на дорогах, построенных согласно предписаниям советских ГОСТов, предельно дозволенное значение осевой нагрузки составит не более 10 тс, а при межосевом интервале до 1 м – не выше 6 тс.

При аналогичных интервалах между осями для дорог первой и второй категории, возведённых по новым ГОСТам, приняты новые пограничные значения осевой нагрузки. Так, в отношении транспортных единиц с межосевым интервалом более 2 м данный показатель не должен превышать 11,5 тс на одну ось, с расстоянием до 1 м – 8 тс на ось.

Не стоит забывать о том, что зачастую маршрут грузоперевозчика проходит по местным дорогам, отнесённым к третьей категории, которые были построены по советским ГОСТам. На таких дорогах осевые нагрузки ограничены показателем, равным 6 тс на ось для транспортных средств с расстоянием между осей более 2 м. Для прочих автомобилей с более коротким межосевым интервалом показатель осевой нагрузки будет ещё меньше.

В связи с изложенным, транспортное средство, суммарная масса которого вместе с грузом составляет не более 40 т, на определённом отрезке дороги может превысить максимально дозволенное значение показателя осевой нагрузки для данного участка. Хотя об этом будут сигнализировать соответствующие дорожные знаки, иных вариантов добраться до пункта назначения может попросту не существовать (либо их использование лишено смысла с экономической точки зрения). Это ведёт к возникновению у компании-перевозчика риска нарушить правила транспортировки груза, даже если сама перевозка не представляет особой сложности.

Следует помнить, что транспортировка грузов с превышением допустимых показателей веса или осевых нагрузок без наличия соответствующих разрешительных документов и возмещения стоимости причинённого дорожному полотну вреда влечёт ряд негативных последствий. К таковым, помимо возникновения затрат на возмещение ущерба, относятся наложение штрафа в крупном размере, арест автомобиля вместе с грузом до оформления надлежащих документов, а также расходы на оплату штрафстоянки.

Виктор Строков (логист крупногабаритных грузов) Внимание!

Схемы автопоездов с распределением веса по осям

Автотехника, обслуживающая транспортировку тяжеловесных грузов, имеет значительные отличия от обычных автотранспортных средств:

  • рама прицепов является усиленной и обычно более низкой;
  • ряд моделей полуприцепов является телескопическими, т. е. может увеличиваться как в длину, так и в ширину;
  • полуприцепы и тягачи имеют увеличенное количество осей;
  • оси транспортных средств могут снабжаться специальными рулевыми механизмами в целях улучшения маневренности;
  • большинство тралов имеют специальные трапы, предназначенные для заезда единиц строительной и дорожной техники собственным ходом;
  • тягачи, применяемые в данной сфере, являются более мощными и обладают усиленными сцепными механизмами;
  • универсальность назначения специального автопоезда может повышаться при помощи множества различных приспособлений, механизмов и навесного оборудования.

Несмотря на постоянное совершенствование выпускаемых моделей спецтехники, вышеуказанные параметры значительно увеличивают итоговый вес автопоездов. Чем больше значение этой величины, тем меньше должен весить перевозимый груз, чтобы уложиться в установленные нормативы и не попасть в категорию тяжеловесных.

На схеме видно, что в зависимости от технических характеристик (в том числе итоговой массы автопоезда) груз, весящий более 15 т, может оказаться тяжеловесным, поскольку общий вес автопоезда с грузом превысит предельные весовые параметры.

Автопоезд общего назначения

Грузовые автомобили общего назначения (бортовые машины с открытым кузовом, фургоны с тентами и т. д.) обладают облегчёнными кузовами. В результате средняя масса таких машин составляет не более 18-20 т, что делает возможным транспортировать груз весом 20-23 т по дорогам любой категории.

автопоезд общего назначения

Автопоезд специального назначения

На схеме видно, что в зависимости от технических характеристик (в том числе итоговой массы автопоезда) груз, весящий более 15 т, может оказаться тяжеловесным, поскольку общий вес автопоезда с грузом превысит предельные весовые параметры.

Ряд специальных транспортных средств являются тяжеловесными в порожнем состоянии, поскольку их масса (либо осевая нагрузка) находятся за пределами установленных параметров. К ним относятся автокраны с грузоподъёмностью свыше 60 т, тягачи военного назначения и прочий спецтранспорт.

По данным сформировавшейся практики перевозок к тяжеловесным принято относить грузы массой свыше 23 т. Это предельный весовой показатель, который позволяет транспортировать груз с помощью автотранспорта общего назначения. Если груз весит больше указанной величины, предельные показатели оказываются превышенными. Такая ситуация требует оформления разрешения установленной формы на транспортировку тяжеловесного груза, отсутствие которого влечёт наступление административной ответственности за несоблюдение правил перевозки.

Виктор Строков (логист крупногабаритных грузов) Внимание!

При перевозке тяжёлых грузов применяются особые подвижные составы. От транспорта общего назначения они отличаются увеличенным количеством осей и более мощной грузовой площадкой.

Ввиду высокой исходной массы тяжеловоза число имеющихся у него осей является ключевым фактором при осуществлении доставки тяжеловесных грузов.

Данный параметр определяется массой груза: чем он тяжелее, тем большее количество осей должно иметь транспортное средство. Это позволит снизить размер причиняемого дорожному покрытию вреда, тем самым уменьшив стоимость его возмещения и итоговые затраты на транспортировку.

Схемы автопоездов с распределением веса по осям

Стоимость возмещения вреда, причинённого дорожному полотну, складывается из ряда факторов:

  • величина ущерба, причиняемого в результате превышения установленных границ максимально возможной массы транспортного средства;
  • величина ущерба, причиняемого в связи с превышением границ разрешённой нагрузки на каждую из его осей;
  • протяжённость отрезков автодорог (независимо от их принадлежности и назначения), по которым следует транспортное средство в процессе грузоперевозки.

Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (ред. от 16.04.2011, с изм. от 09.01.2014)

Виктор Строков (логист крупногабаритных грузов) Внимание!

Установленные величины штрафов при превышении значения предельно допустимой массы

Превышение предельно допустимой массы транспортного средства (тонн) Размер вреда (рублей на 100 км)
До 5 240
От 5 до 7 285
От 7 до 10 395
От 10 до 15 550
От 15 до 20 760
От 20 до 25 1035
От 25 до 30 1365
От 30 до 35 1730
От 35 до 40 2155
От 40 до 45 2670
От 45 до 50 3255
От 50 детальный расчет

Таким образом, перевозка груза из категории тяжеловесных практически всегда означает превышение предельно дозволенной суммарной массы машины и груза. В этой связи главное значение для снижения трат на транспортировку таких грузов имеет соблюдение максимально возможных показателей осевых нагрузок (или максимальное снижение количества случаев их превышения) путём применения многоосевых разновидностей техники.

Виктор Строков
Виктор Строков

Логист по крупногабаритным грузам
Опыт - более 12 лет

Share on vk
VK
Share on odnoklassniki
OK
Share on facebook
Facebook
Share on telegram
Telegram
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on whatsapp
WhatsApp
  1. ГОСТ Р 52748-2007. “Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения”.
  2.  Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 N 67 “Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 17, ст. 2407; 2017, N 51, ст. 7831).
Пролистать наверх