Правила перевозки негабаритных грузов

Правительства России и других стран установили чёткие правила для перевозке негабаритных и крупногабаритных грузов, чтобы не создавать угрозу безопасности другим участникам дорожного движения.

Что такое негабаритный груз

Если груз превышает стандартные разрешённые для грузоперевозки параметры, то он классифицируется как негабаритный. Это значит, что транспортировка может представлять опасность для другого автотранспорта, поэтому применяются особые требования. К категории крупногабаритных грузов часто относятся специальное оборудование или материалы, специальная техника для строительных или коммунальных работ, конструкции из металла и железобетона, которые невозможно разобрать.

Негабаритные грузы можно также разделить на тяжеловесные и крупногабаритные.

Тяжеловесный груз относится к грузу, который вместе с транспортным средством превышает весовые нормы. При расчетах учитывается количество и расположение осей, а также допустимая нагрузка и тип дороги. Подробные нормы можно найти в Приложениях №2 и №3 к Правилам перевозок грузов автотранспортом.

Количество осейОдиночные автомобили, тАвто с полуприцепами, т
двухосные18
трёхосные2528
четырехосные3236
пятиосные3840
с шестью и более осями3844
Таблица распределения допустимого веса по осям автотранспорта

Подробнее о данном типе грузоперевозок написано в статье: Определение тяжеловесных грузов

Какой груз является негабаритным

Негабаритным считается груз, размеры которого превышают установленные по правилам дорожного движения. В данном случае многое зависит от габаритов самого транспортного средства. Если для «Газели» груз негабарит, то для бортового 20-тонника вполне всё подходит.

Далее приведены максимальные размеры, после которых уже точно необходимо соответствующее оформление грузоперевозки.

Размеры негабарита для перевозки

Учтите, что все размеры даны суммарные. То есть габариты тягача + прицепа + груза. Если габариты груженого автомобиля превышают норму более чем на 2%, его маршрут должен быть согласован с дорожной полицией. Отклоняться от установленной схемы запрещено. Остановки для отдыха разрешены только на специально отведенных стоянках или вне проезжей части в обозначенных местах.

По высоте

Более 4 метров в высоту, считая от поверхности дорожного покрытия.

По длине

В длину 12 метров для одиночного автотранспортного средства. Более 20 метров — для автопоезда с полуприцепом.

По ширине

В ширину более 2,55 метра (для полуприцепов рефрижераторного типа – 2,6 метра).

Основные правила и требования для транспортировки негабаритных грузов

Если груз по размерам выходит негабаритным, в обязанности перевозчика входит оформление и ведение всего процесса грузоперевозки строго по правилам. Так как общий порядок подобных перевозок регулируется Росавтодором, то необходимо получить специальное разрешение на транспортировку. Оно оформляется в том регионе, где совершается погрузка. Обязательно оплачивается госпошлина и сумма возмещения.

В ПДД России определяются правила и нормы перевозки грузов. Согласно пункту 23.3, разрешается перевозить груз, если:

  1. Не ограничивает обзор водителя.
  2. Не мешает управлению и не нарушает устойчивость транспортного средства.
  3. Не закрывает фары, светоотражатели, регистрационные и опознавательные знаки. Ответственность по статье 12.2 КоАП РФ.
  4. Не мешает подавать сигналы руками.
  5. Не создает шума, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

Федеральные или региональные органы исполнительной власти, местные власти или владельцы дорог устанавливают ограничения скорости для транспортных средств, перевозящих негабаритные грузы, в зависимости от типа дорожного полотна. Дополнительно учитываются такие факторы, как интенсивность движения, погодные условия, время в пути и характеристики груза (в соответствии с приказом Минтранса России № 343, от 31.08.2020).

Сопровождение груза во время перевозки

При согласовании маршрута с ГИБДД они также могут определить, необходимо ли сопровождение. Автомобили прикрытия обязательны, если разрешения позволяют оперативно изменять схему движения на определенных участках дороги, например, в тоннелях, на мостах или участках с реверсом. Автомобили прикрытия отвечают за обеспечение безопасности других транспортных средств в таких ситуациях.

В зависимости от размеров автопоезда сопровождать его могут одна, две или даже три машины прикрытия (Приказ Минтранса от 31.08.2020 №343).

Ширина ТС, мДлина ТС, мКоличество и расположение авто прикрытия
до 3,5 включительно25-401 сзади и 1 спереди
до 3,5 включительноболее 401 сзади и 2 спереди
от 3,5 до 4,5до 401 сзади и 1 спереди
от 3,5 до 4,5более 401 сзади и 2 спереди
от 4,5 до 51 сзади и 2 спереди
более 5в соответствии с проектом

Так же по решению ГИБДД автопоезд с негабаритом так же может сопровождать экипаж дорожной полиции. Это необходимо тогда, когда может потребоваться временное перекрытие движения или его изменения на отдельных участках автодороги.

Обозначение негабарита

В общем случае требуется установка знака «Крупногабритный груз», если груз выступает за пределы транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 метр или сбоку больше чем на 40 сантиметров.

По нормам, установленным пунктом 23.4 ПДД есть особые предписания для езды в тёмное время суток или в условиях плохой видимости. Нужно дополнительно оснащать фонарями и светоотражающими элементами. Белого цвета спереди и красного сзади.

Что такое специальный проект перевозки, когда и как он разрабатывается?

Если перевозимый груз вместе с автомобилем превышает предельную высоту 4,5 метра, необходимо разработать специальный маршрут, чтобы избежать туннелей, подземных переходов, мостов и других препятствий. В некоторых ситуациях требуется специальное оборудование для подъема груза или строительства объездных путей в обход линий электропередач или других препятствий (это, конечно, крайний случай).

Аналогично, для грузов, превышающих 5 метров в ширину и 35 метров в длину, необходимо разработать специальный проект, график и маршрут, а также принять повышенные меры безопасности во время транспортировки.

Если общий вес груза и транспортного средства превышает 44 тонны, маршрут должен быть утвержден, а техническое состояние дорог должно быть оценено, чтобы убедиться, что они могут выдержать ожидаемую нагрузку. В некоторых случаях также может потребоваться укрепление дорожного покрытия.

Уполномоченный орган, ответственный за выдачу разрешений, согласовывает маршрут, варианты транспортных средств и меры по обеспечению безопасности перевозок с владельцами инфраструктуры и дорожной полицией. Однако процесс выдачи разрешения занимает много времени и требует дополнительных расходов на организацию маршрута.

Кроме того, если высота груза превышает 4,5 метра, длина транспортного средства с прицепом превышает 22 метра или автопоезд имеет два и более прицепа, или транспортное средство движется со скоростью менее 8 км/ч, маршрут должен быть согласован с владельцем инфраструктуры.

Как следует размещать крупногабаритные и тяжеловесные грузы на автотранспорте

Владелец груза или грузоотправитель предоставляет перевозчику схему размещения и крепления груза перед погрузкой. На схеме обычно обозначены центр тяжести груза, точки опоры и точки крепления. Производитель полуприцепа тяжеловоза также дает рекомендации по размещению груза, но его размер и форма существенное влияние на все процессы.

Датчики нагрузки на ось, которые российские производители начали устанавливать на тяжелые грузовики несколько лет назад, а европейские полуприцепы имеют уже некоторое время, контролируют распределение веса груза.

Тяжелые и крупногабаритные грузы крепятся с помощью соединительных цепей и ремней с клипсовой или анкерной схемой крепления груза. Стандартные круглозвенные цепи с предохранительными крюками, изготовленные из углеродистой или высоколегированной стали, обычно имеют длину 5 метров и диаметр от 6 до 16 мм. К цепи должна быть прикреплена бирка с данными о диаметре цепи и нагрузке. Возможны также цепи без крюков, но с проушинами и более короткие цепи. Цепные талрепы с храповиком в основном используются в качестве натяжителей.

Текстильные ремни с натяжным устройством в последние годы становятся все более популярными, поскольку они более бережно относятся к грузу, чем цепи в схемах крепления грузов. Однако ремни могут тереться об углы груза, что приводит к порезам, расслоению или поломке. Поэтому рекомендуется использовать угловые накладки и защитные чехлы, например, чехлы для ремней из полиэстера. На рынке также появились синтетические цепи, в которых кольца изготовлены из текстильной ленты и имеют те же механизмы стягивания, что и стальные цепи.


Строков
Виктор Строков
Логист по крупногабаритным грузам

Опыт работы более 12 лет. Специализация на нестандартных, тяжелых и негабаритных грузоперевозках.

Использованные в статье материалы:

  1. Правила дорожного движения РФ;
  2. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
  3. Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации»;
  4. Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
  5. Требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.